Статьи

Пульс рынка

17.08.2011

Лицом к частнику

Рынок металлоизделий растет благодаря малоэтажке и госпрограммам

Алена НЕСТЕРЕНКО

Строительная отрасль переживает не самые лучшие времена. Однако некоторые его сегменты демонстрируют хоть и небольшое, но оживление. Так, производители и продавцы стеновых и кровельных металлоизделий, недавно отмечавшие со всеми причастными к рынку металла День металлурга (18 июля), с облегчением говорят о том, что кризис для них миновал.

Спрос на доступное

В нестабильные времена популярностью пользуется проверенный ассортимент, эту прописную истину в очередной раз подтвердили наши собеседники. Так, по словам Виталия Лаврова, ген. директора ЗАО «СМЦ-Трейд» (Сибирский Металлоцентр), и металлочерепица, и профнастил сохраняют за собой позиции лидеров продаж в сегменте кровельных и стеновых материалов. При этом, массовым спросом пользуется продукция средней (бюджетной) ценовой категории, которая может гарантировать оптимальное соотношение цена-качество.

— Сфера применения указанных металлоизделий постепенно расширяется, — говорит Виталий Сергеевич, — Так, в частном строительстве профнастил завоевывает всю большую популярность как материал для строительства ограждений. В этом году сместились скорее не покупательские предпочтения, а сезон: в связи с сильными морозами и затянувшейся зимой рынок двинулся не в апреле, как ожидалось, а в мае-июне.

— Мы не делали масштабного пополнения ассортимента какими-либо новинками, — продолжает Сергей Миненков, директор торгового дома «Алтмаш», — в сегодняшней ситуации лучше всего продается продукт доступный по цене и проверенный по качеству. Так, к примеру, по-прежнему популярны такие виды металлочерепицы как «Монтеррей» и «Андалузия Люкс». Что я хотел бы отметить особо так это факт массового появления на рынке проката 0,45 мм. Сырье такой толщины пришло на рынок металлопроката около года назад и утвердилось на нем. Ранее массовым спросом у производителей готовых металлоизделий пользовался прокат 0,5 мм. Однако в связи с кризисом поставщики проката уменьшили толщину листа, что позволило снизить цену готового продукта как минимум на 10%. Это предложение вызвало интерес потребителей, и теперь большинство продаж черепицы и профнастила приходится на листы 0,45.

Как отмечает Виталий Лавров, несмотря на стремление покупателей сэкономить, значение эстетической функции стройматериалов для них далеко не на последнем месте. Именно поэтому производители расширяют линейку цветов металлочерепицы и профнастила. Так, по словам г-на Лаврова, сейчас Сибирский металлоцентр готов предложить продукцию 13 различных цветов.

Немаловажный момент, отмеченный нашими собеседниками — смена категории потребителей стеновых и кровельных металлоизделий: - Уже второй год набирает обороты тенденция переориентации дилеров в розничный сегмент, — объясняет Сергей Миненков, — продажи делаются за счет частного малоэтажного строительства, в то время как капитальное находится в упадке. Еще одна категория потребителей — подрядчики, выполняющие госзаказ по 185 федеральному закону (реконструкция зданий).

Как отметил Виталий Лавров, крупные строительные организации на сегодняшний день сосредоточили свои усилия на возведении небольших объектов коммерческой недвижимости и складских комплексов. «В этой связи большой объем потребления приходится на профнастил маркировки H. Его используют в качестве перекрытий, съемной и несъемной опалубки», — резюмирует наш собеседник.

Показали рост

Темпы строительства неуклонно снижаются даже по сравнению с прошлогодними показателями. Так, по данным Алтайкрайстата, объем строительных работ, выполненных за текущие полгода организациями края, уменьшился почти на 15% по сравнению с первым полугодием 2009 года. Однако, при этом официальная статистика показывает рост производства металлоизделий в крае. Алтайкрайстат отметил, что объем металлургического производства и производства готовых металлических изделий за прошедшие полгода в крае составил 116% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года. Насколько эта информация правдива, сказать затруднительно. Нет по этому поводу единого мнения и среди наших собеседников. Так, представитель одного из крупнейших в крае производителей профнастила и металлочерепицы, пожелавший остаться неизвестным, выразил совершенную уверенность в том, что увеличения объемов выпуска металлоизделий по сравнению с прошлым годом не произошло. Сергей Миненков, напротив, склонен, скорее, доверять официальной статистике:

— Производителей стеновых и кровельных материалов за последний год в крае не прибавилось. Их по-прежнему около пяти основных. Последние крупные — «Азия», «Крыша», «Профнастил» запустили производство в 2008 году, — рассуждает гендиректор ТД «Алтмаш», — но, по всей видимости, они постепенно наращивают производственные мощности и вполне возможно и обеспечивают тот 15-процентный рост, который отмечает Крайстат. Среди дилеров крупных производителей конкуренция в сфере продаж только обостряется.

— Рынок металлоизделий развивается динамично, это сегмент стабильно растущий, перспективный. Поэтому новые компании, безусловно, появлялись и будут появляться, — добавляет Виталий Лавров, — В этом году, это были, как правило, небольшие фирмы, занимающиеся продажей металлоизделий. Структурно рынок они не поменяли, но усилили его «трейдерский» акцент. Основных же производителей же по-прежнему несколько.

Об увеличении объема производства можно судить и по тому, что компании расширяют ассортимент. Так, по словам Виталия Лаврова, только в июне линейка профнастила от Сибирского металлоцентра пополнилась двумя ассортиментными единицами — листом C8 и CM20. «В конце июля мы планируем запуск фасадной группы — начнем производство сайдинга и стеновой панели».

Дефицита сегодня нет

Пика продаж производители и поставщики металлоизделий еще не достигли: он ожидается с конца июля по конец сентября-октября. Цены пока сохраняются на уровне прошлого года. По мнению Виталия Лаврова цена в текущем сезоне и дальше останется стабильной.

— Будут кратковременные акционные снижения цены на различные группы товаров, так что потребителям будет из чего выбирать, — отмечает Виталий Сергеевич, — но особенно важным для крупных покупателей станет не стоимость изделий, а сроки выполнения заказов. И на коне будут те компании, которые смогут предложить гарантированно короткие сроки.

— В наше время делать прогнозы — неблагодарное занятие: цена на металл и, соответственно, на металлоизделия определяется на мировых рынках, и мы здесь уже видим конечный результат. Однако, исходя из собственных наблюдений, предположу, что цена будет незначительно снижаться, — считает Сергей Миненков, — в этом году по сравнению с предыдущим нет острого дефицита сырья, когда поставщики реализовывали все с колес, и хватало не всем. Сейчас благодаря китайскому металлу и российским производителям, которые переориентировались на внутренний рынок, наблюдается скорее определенный профицит сырья. В общем и целом ожидания на текущий строительный сезон вполне оптимистичные.

Профсообщество

В Новосибирске пройдет профильная конференция 12 и 13 августа Российский союз поставщиков металлопродукции (РСПМ) совместно с компаниями «Металлсервис», «Сибпромснаб», «Феррум» проводит бизнес-конференцию «Рынок металлопродукции Сибири и Дальнего Востока» в Новосибирске.

Спикеры конференции представят обзор состояния и перспектив развития рынка металлов Сибири и Дальнего Востока. Представители Новосибирского металлургического завода им. Кузьмина сообщат о планах развития производства и сбыта, а также проведут ознакомительную экскурсию по предприятию. Кроме того, пройдет круглый стол участников рынка стального проката и труб, презентация ряда компаний.

Так, 12 августа на конференции прозвучат следующие доклады:

  • «Развитие промышленности и стройиндустрии региона, перспективы роста» (Василий Юрченко, первый замгубернатора Новосибирской области);
  • «Текущее состояние металлургии и рынка металлов» (Александр Романов, президент РСПМ);
  • «Рынок черных металлов Сибири» (Дмитрий Фирсов, гендиректор компании Феррум);
  • «Листовой и нержавеющий металлопрокат в Урало-Сибирском регионе: возможности роста» (Алексей Васильев, генеральный директор компании Сибпромснаб);
  • «Обзор состояния региональных рынков металлов» (представители компаний ОММЕТ, ТД ММК, ГК Маяк, Мечел-Сервис, СПК, УралСибТрейд) и другие.

13 августа гости конференции получат возможность посетить склады компаний-членов РСПМ.

Участие в деловом семинаре — бесплатное. Его необходимо подтвердить до 9 августа (заполнив заявку на участие или по e-mail: mail@rspm.ru). Координатор Владимир Пастухов тел./факс: (495 925-05-49).

Тенденции

Металлургический рынок оживет в III квартале

Информационная группа Finam. ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Металлургический сектор: ставка на внутренний рынок?». Ее участники отмечают, что мировой рынок стали в последнее время стагнирует, и определенное оживление на нем произойдет не раньше осени.

В условиях замедления темпов восстановления мировой экономики, российские металлурги обратят более пристальное внимание на внутренний рынок, — отмечают аналитики.

— Это может привести к незначительному росту цен. Дальнейшая конъюнктура будет зависеть от того, насколько быстро сталелитейные компании смогут сократить производство, с тем, чтобы сбалансировать рынок (на текущий момент наблюдается явный профицит), — говорит Ольга Митрофанова аналитик ИФД «КапиталЪ».

При этом российским металлургам придется вновь переориентироваться на внутренний рынок, уверена г-жа Митрофанова:

— Уже сейчас доля внутренних поставок достигает 50%, в то время как в 2009 году на долю внутреннего рынка приходилось 40%. Привлекательность внутреннего рынка достаточно высока, так как сюда поставляются продукция с высокой добавленной стоимостью, и, соответственно, с высокой маржой, в то время как на экспорт идет преимущественно продукция низких переделов.

— Сейчас внутренний рынок имеет неплохой потенциал за счет роста, который может показать строительная отрасль. В первой половине 2010 года спрос оттуда был крайне слаб, — добавляет Евгений Рябов, аналитик «ТКБ Капитал».

По информации торгового дома «ММК», который представил обзор состояния российского рынка черного металлопроката в июле, а также прогноз развития ситуации до конца лета текущего года, украинские производители металлопроката, снизив цены на 6-7% в июне, подтолкнули ряд российских поставщиков к тому же. Это вынудило трейдеров заключить дополнительные соглашения с металлопроизводятелями, гарантирующие фиксированный объем сбыта, целью которого является полная загрузка мощностей производителей. Однако на фоне отсутствия спроса со стороны конечных потребителей, эти действия привели к жесткой ценовой конкуренции среди металлоторговцев и в конечном итоге к снижению цен. Однако все эти негативные тенденции касаются в основном арматуры, плоского, оцинкованного проката.

А вот на рынке кровельно-стеновой продукции началось оживление, связанное с наступлением сезона активного строительства быстровозводимых зданий и в секторе малоэтажки. Это позволило, к примеру, ММК-профиль-Москва увеличить отпускные цены на изделия из оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием на 4-6%.

По материалам www.metalinfo.ru.